Translate

12 октября 2015 г.

Колумб Америку открыл, страну для нас совсем чужую

Спасибо Фенимору Куперу, Майн Риду, Карлу Маю, Джеймсу Шульцу и Серой Сове за то, с детства мы знаем всё про жизнь индейцев. Знаем, как метнуть томагавк, как построить вигвам, как проскакать по прерии на диком мустанге, как пошить мокасины, как проплыть на каноэ. Ну теоретически знаем ведь? Мы знаем гуронов, апачей и могикан как двоюродных братьев, знаем, кто из могикан последний ...

Спасибо герою прерий Гойко Митичу за то, что он был Большим Змеем, Зорким Соколом и Белым Пером моего сердца, о
лицетворением мужества и благородства. Разве могла я тогда подумать, что, снимаясь в кино про индейцев, он даже в Америке не бывал. Сидя в темном зале кинотеатра со сжатыми кулаками, я от души ненавидела бледнолицых злодеев и всей душой болела за «наших». А ведь индейцы всегда были нашими.
Недавно 75-летний Гойко Митич приехал, наконец, в гости к настоящим индейцам, живущим в резервации неподалеку от Сиэтла, чтобы хоть на старости лет встретиться с прототипами своих героев. Заслуженного Чингачгука приняли тепло и, посмотрев, фильмы с его участием, были искренне удивлены, как «бледнолицый» европеец так правдиво рассказал об их жизни. Большого Змея приняли в племя и подарили шикарный головной убор из перьев. 

Итак. 3 августа 1492 года небезызвестный Христофор Колумб отплыл из испанского города Палос-де-ла-Фронтера на трёх судах и через 70 дней плавания, ровно 523 года назад, он достиг нескольких островов неизвестного континента. –«Ну здравствуй, Индия и славные индийцы!», - подумал он радостно, высаживаясь с экипажем в 90 человек на одном из Багамских островов. Их встретил ласковый берег, невиданно-пышные цветы, диковинные птицы и животные и добрые люди. В тот же день 12 октября Колумб записал в своем дневнике первые впечатления: «Эти люди ни в чём не испытывали нужды. Они заботились о своих растениях, были искусными рыбаками, каноистами и пловцами. Они строили привлекательные жилища и держали их в чистоте. Эстетически они выражали себя в дереве. У них было свободное время, чтобы заниматься игрой в мяч, танцами и музыкой. Они жили в мире и дружбе. …Эти люди ходят, в чём их мать родила, но добродушны… их можно сделать свободными и обратить в нашу Святую Веру. Из них получатся хорошие и искусные слуги». 


Через два дня после первого контакта в одном из бортовых журналов была сделана запись: «50 солдат достаточно для того, чтобы покорить их всех и заставить делать всё, что мы хотим. Местные жители разрешают нам ходить, где мы хотим, и отдают нам всё, что мы у них просим».

15 марта 1493 года Колумб вернулся в Испанию. Из своего первого путешествия он привёз растения, животных и шестерых индейцев. 25 сентября 1493 года Колумб отплывает в Америку на 3 караках, 17 каравеллах с полутора тысячами людей на борту и партией мастифов и грейхаундов, обученных для нападения на людей. Пришельцы жестоко обращались с туземцами-язычниками, требовали золота, заставляли выполнять тяжелые работы, для устрашения применяли массовые повешения, организовывали карательные походы. Во время второй экспедиции Колумб занимался поисками золота вдоль южного побережья Кубы и продажей индейцев в рабство. За одного убитого испанца убивали сто индейцев. С момента ввоза на континент собак испанцы кормили их убитыми индейцами. Так Старый Свет вступил в Новый.

Термин «краснокожий» появился среди британских колонистов, осевших в Новой Англии. С ними соседствовало племя беофакс (ныне не существующее), воины которого красили свои тела охрой. На самом деле, кожа у индейцев смуглая с оливковым оттенком, рост невысокий, лица широкие, отсутствие волосяного покрова на теле и на лице, волосы прямые черные, глаза темные. Вам не кажется, что получился типичный портрет северного азиата за исключением раскосости? сходство это неслучайно. На сегодняшний день почти аксиомой считается гипотеза о заселении обеих Америк выходцами с территории современной Сибири через существовавший между Чукоткой и Аляской перешеек. Произошло великое переселение примерно тридцать тысяч лет назад.

Впоследствии слово «краснокожий» приобрело расовый оттенок, отделяющий индейцев от европейцев, африканцев и азиатов. Кстати, в 1992 году группа американских индейцев обратились в Управление по патентам и торговым маркам США и потребовала запретить использование слова «краснокожий» в названиях торговых марок, фирм, спортивных команд и т. д.. Да, исключительным правом использования термина должны обладать только краснокожие индейцы.

Сотни бытовых и географических имен на североамериканском континенте, буквально каждое третье-четвертое название, имеет индейское происхождение: реки, озера, горы, большинство штатов – Вайоминг, Делавэр, Оклахома, Массачусетс, Огайо, Мичиган, Канзас, Айдахо, Кентукки, Техас, Юта... - и даже целая страна Канада.




Уклад жизни индейцев был близок к первобытно-общинному. Все, что нужно - пищу, одежду, кров, лекарства - давала индейцу природа, поэтому, одушевляя и обожествляя окружающий мир, он относился к природе бережно и рачительно. На вершине мира стоял его создатель - Великий Дух. Разные племена называли его по-разному: Авонавилона, Вакан-Танка, Ваконда, Кишелемукон, он мог принимать форму человека, животного, ветра, солнца, но все знали, что это он, Великий Дух. 
Земля была общей, охотничья добыча и урожай - личными, но в случае необходимости, все шло в общий котел. Племя состояло из нескольких кланов с разной степенью автономии. Должность вождя была выборной и, как правило, в каждом племени было по два вождя: на мирное и на военное время. Не откажешь в разумности, правда? 


Отношение к женщинам было уважительным, они заседали в советах племен наравне с мужчинами. Если вождь погибал или умирал, то на период до следующих выборов в его должность вступала жена. Семьи были моногамными, но брат умершего должен был жениться на его вдове.

По вестернам мы знаем индейцев, как лихих наездников. На самом деле, до испанцев они даже не знали о существовании лошади, и поначалу коня и всадника воспринимали как единое чудовище. Но дети прерий оказались способными учениками.
Каких-то постоянно закрепленных участков земли за племенами не существовало, они постоянно мигрировали, причем на большие расстояния. Так что, в основном, индейские поселения были сезонными: летом вигвамы, чумы и типи вырастали в долинах, на берегах озер или рек, где можно было вырастить маис, картофель, помидоры, табак; зимой - в лесах илив горах, где можно было охотиться. Переходы со всем скарбом, с детьми и стариками были медленными с многодневными остановками. После удачной охоты на бизона племя не двигалось с места, пока не съедало добычу. Собственно, а куда было спешить людям, мыслившим категориями вечности.

Первые контакты пионеров освоения Америки с коренным населением были мирными, да и колониальные власти проводили вполне миролюбивую политику. Пока у пришельцев был статус гостей, отношения строились дружелюбно и на взаимовыгодной основе, так как основной целью пионеров была торговля. Они скупали у индейцев и везли в Европу меха. Охотничий промысел процветал, индейцы приобретали неведомые им до того ружья, а также фабричные ткани и изделия из металла. До прихода белых индейцы охотились с луками, томагавки были каменными, а ножи костяными. 

Отсутствие серьезных конфликтов объяснялось и небольшим числом отряда первых поселенцев, которые не вторгались на жизненно важные для племен территории и охотничьи угодья. Меж тем, индейские племена испокон века враждовали друг с другом. При появлении армии колонистов, они начали принимать участие в военных действиях против враждебных племен, а зачастую и сами начинали их, получая от белых материальную или иную выгоду.

Контакт с другой цивилизацией имел для коренных жителей еще одну трагическую сторону. Организм индейцев не имел иммунитета перед завезенными из Европы туберкулезом, холерой и оспой. Об отсутствии иммунитета аборигенов к европейским болезням английские колонисты знали, заведомо раздавая заражённые оспой одеяла. Индейцы вымирали племенами.
По тем же иммунным причинам аборигены не могли противостоять алкоголю и быстро спивались.

Однако, у индейцев есть одна уникальная физиологическая особенность, которая впоследствии оказалась очень востребованной: они не знают страха высоты, поэтому их охотно берут на работы, связанные со строительством и эксплуатацией высотных сооружений.

Конец более-менее мирных отношений между краснокожими и бледнолицыми пришелся на последние годы британского колониального господства и первые годы нового государства США. Против индейцев работал ряд факторов. Резкий прирост поселенцев, переход от торговли к промышленному и сельскохозяйственному освоению земель, борьба англичан, французов и испанцев между собой за новые территории, в которые они впутывали политически неискушенных вождей племен. Индейцев начали теснить обманом, липовыми покупками и договорами, ружьем и алкоголем. Главным было заполучить их земли, а их самих оттеснить, отселить на неосвоенные территории. Национальная политика Вашингтона свелась к одной фразе «индейцы должны уйти».


Вот примерно тогда, в конце 18 века, и появились первые индейские резервации. Первым, кто реализовал крупномасштабное переселение людей после принятия закона в 1830 году, был президент Эндрю Джексон. Два с лишним века продолжалась серия войн, формула Маркса « насилие - повивальная бабка истории», увы, верна.


В 1862 году, когда Авраам Линкольн объявил о заселении Запада, белым переселенцам было обещано по 160 акров земли. По сути, это был приговор индейцам, их продолжали теснить, им отвели самую скверную неплодородную землю. В 1871 году правительство США подписало с представителями племен договор, по которому в "вечную" коллективную собственность индейцам было отдано 137 миллионов акров земли в резервациях. Но когда в этой «скверной земле» были найдены нефть, каменный уголь и другие природные ископаемые, под давлением частного капитала американское правительство в 1887 году отменило прежний закон и издало новый, по которому земля, принадлежащая индейцам, могла быть разделена между членами племени и каждый индеец был вправе продать свой участок. Дальнейшее было делом техники. 

В 1890 году состоялось последнее большое сражение между краснокожими и бледнолицыми. Первые потерпели поражение и на этом противостояние двух цивилизаций, двух рас закончилось. Гордые индейцы смирились с судьбой и ушли в резервации. Да, это была позорная страница американской истории.

С тех пор много воды утекло, много трубок мира было выкурено, хотя некоторые так и не успели заметить, что времена войн, расового напряжения и табличек «Индейцам и собакам вход воспрещен» давно миновали.



В ХХ веке ситуация стала понемногу меняться. В 1924 году при военном министерстве США было создано управление по делам индейцев, был принят важный для индейцев закон, по которому они получили право на гражданство США. С 1930-х гг. правительство начало возвращать индейским племенам отнятые ранее земли. Про администрациях Рузвельта и Кеннеди было сделано многое для прекращения дискриминации коренного населения. В 60-х гг. были приняты программы, направленнные на экономическое и политическое развитие резерваций путем создания собственной инфраструктуры, на развитие образования с последующим трудоустройством. В 1975 году Конгресс США принял закон, позволяющий резервациям самостоятельно управлять своими программами в области образования и соцобеспечения.

Ныне в Соединенных Штатах проживают около пяти миллионов индейцев, что составляет примерно 1,6 процента населения страны. Зафиксировано 565 племен. Больше всего индейцев проживает в штатах Калифорния, Оклахома и Аризона. Племена, доказавшие что их (или их предков) собственность была реквизирована агентами властей США, получают федеральные дотации и гранты. Индейцы платят федеральные налоги как и остальные жители США, но не платят подоходный налог штата, если источник их дохода находится внутри резервации. 

Правительство США признает права этих племен на самоуправление на самоопределение и поддерживает их суверенитет. В Америке существует масса благотворительных организаций, деятельность которых направлена на помощь коренному населению в преодолении как психологических, так и материальных сложностей. В 2004 году в центре Вашингтона был открыт Национальный музей американских индейцев. Его здание спроектировано архитекторами-индейцами. 


В отношении индейцев был принят особый закон, который позволяет им свободно практиковать свои религиозные культы. Сложность в том, что для исполнения большинства обрядов требуются орлиные перья, а охота на орлов в США запрещена. Для индейцев сделано исключение: члены племен могут приобретать орлиные перья, однако им запрещено продавать или передавать их неиндейцам.
Сегодня резервация это государство в государстве со своими судами, законами, полицией. Они подчиняются федеральным законам, но не законам штата. Юридически индейские резервации имеют практически те же права, что и штаты США.

Разумеется, индейцев не держат в резервациях против их воли. С 1924 года все они граждане США и свободно выбирают место жительства. Но по экономическим и социальным соображениям жить в резервациях удобнее и выгоднее, так как программы и льготы распространяются только на жителей резерваций.

Резервации бывают маленькими, размером в 1 акр (4 квадратных километра), бывают большими. Например, крупнейшей резервацией обладает племя навахо с площадью равной площади штата Западная Вирджиния. Есть резервации процветающие, с успешным бизнесом (например, у апачей), есть неблагополучные, с высоким уровнем безработицы. Резервация апачей мескалеро, расположенная в Нью-Мексико - одна из самых богатых в стране. Она размещается на 186390 гектаров среди самых высоких гор этой территории. Племя владеет и управляет лесодобывающей компанией и скотоводческой фермой, предприятиями с мультимиллионным оборотом. Недавно они построили роскошный курорт стоимостью 22 миллиона долларов, где есть все, от катания на лыжах до поездок верхом. Три четверти жителей резервации живут в новых двухэтажных домах, построенных на больших участках земли. Большинство из тех, кто хочет работать, работают. Другие резервации богаты лесом, газом, минералами и водой. Племя навахо владеет нефтью, углем и залежами урана.


Значительные дивиденды резервациям приносит безакцизная торговля алкоголем и табачными изделиями, туристический и зрелищный бизнес. В 1990-х гг. Индейцы порлучили право создавать казино на своих территоряих и инициативные племенные советы не замедлили воспользоваться золотой возможностью. Индейские казино стали расти, как грибы, и вместе с ними благосостояние резерваций. Резервации не платят налогов государству, весь доход идет на пользу общин. Отсюда почти полная занятость, высокие прибыли, добротные дома и высокие стандарты жизни.
Сегодня безусловным плюсом резерваций можно считать то, что они являются центрами сохранения индейской культуры, языков и прикладного искусства.


И всё-таки. И тем не менее. Несмотря на то, что коренные американцы пользуются значительными льготами при поступлении в высшие учебные заведения и обучение для них, как правило, бесплатное, уровень образования среди индейцев низок. Среди индейцев намного больше людей, злоупотребляющих алкоголем и табаком, чем в целом по США. Туберкулез в 8 раз чаще, чем по стране, диабет, высокий уровень безработицы. Такова статистика.

Кеннеди написал предисловие к одному из лучших американских обзоров — «Книге наследства индейцев» («The heritage book of Indians»), где прямо называет позорной политику США в отношении индейцев. Произошел пересмотр государственной политики, от геноцида до предоставления широких льгот, всесторонней помощи, в том числе, и по сохранениию культурных традиций. Достаточно иметь четверть индейской крови, чтобы вас признали коренным американцем. Их не призывают в армию, даже в случае всеобщей мобилизации (добровольно, пожалуйста). Индейцы имеют преимущества при приеме на работу, поступлении в университет, сотни всяких программ и субсидий, которые обычному американцу и не снились. Давая фору потомкам индейцев, страна старается компенсировать нанесенный ущерб и это лучшее, на мой взгляд, доказательство совершенствования общества.


До заселения испанцами и другими переселенцами из Европы современная территория Техаса была местом обитания многих индейских племен. Название штата происходит от испанского слова «tejas», а оно, в свою очередь, от индейского «táysha», на языке племён каддо означает «друг», «союзник» (так первые испанские исследователи территории называли индейцев, входивших в конфедерацию племен "хасинай"). Здесь жили Апачи, Каддо, Чероки, Кайова, Вичита и Каранкава. В настящее время правительством США признаны 3 коренных племени Техаса: Кикапу, Ислета-дель-сюр-Пуэбло и Алабама Кушат. На территории последнего племени дважды в год проходит техасский слет туристической песни КСП.





Комментариев нет:

Отправить комментарий