Translate

27 апреля 2016 г.

История семьи Демидовых. Гл.1. Самара, село Спиридоновка. ХХ век.

5 лет назад я начала этот блог, чтобы делиться впечатлениями о нашей кочевой на тот момент жизни, о путешествиях, имея ввиду, прежде всего, семью, друзей, и, главным образом, маму. Чтобы она не скучала и была в курсе нашей жизни. Мама всегда с удовольствием читала мои очерки; я их для нее распечатывала, подшивала в папочки, и уж она их читала-перечитывала. Год назад, к маминому 80-летию, по ее же рассказам, я собрала книгу семейных хроник про семью Демидовых. 

Сегодня - полгода со дня маминого ухода из жизни и я хочу, чтобы близкие люди, которым она была дорога, мамины друзья и просто добрые люди прочитали эту книгу.  


Моя мама, урожденная Нина Демидова
В молодости нам трудно постичь простую истину: люди не вечны. И в нашей семейной истории навсегда останутся белые пятна и недостающие звенья, но пусть будет записано хотя бы то, что помню я и то, что рассказали мои родители. Эти записки не генеалогия в чистом виде, это просто история нашей семьи. 

В восходящем родословии идут от известного к неизвестному, то есть начинают писать с определенного человека, а потом идут по восходящим коленам к отцу, деду, прадеду итд. В нисходящем родословии начинают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к потомкам. Вот этим путём и пойдём.


К сожалению, большинство бывших советских людей, к которому принадлежим я и мои родители, не знает почти ничего или крайне мало о своих предках. Кого здесь винить... революцию 1917-го, Советскую власть, при которой знать и помнить было опасным занятием? Войну, унесшую жизнь моего второго деда и уничтожившую архивы? Власть вообще учила скрывать, не помнить, молчать о предках.

С 1722 года для православного духовенства в России было установлено повсеместное ведение метрических книг в двух экземлярах, и в старые добрые времена отыскать свои корни было не самым сложным занятием. Один экземляр отправлялся в архив консистории, второй оставался в церкви и включал все виды регистраций: родился-крестился-женился итд. Беда в том, что метрические книги велись только до 1918 года, позже регистрация всех актов была передана в городские, уездные, волостные земские управы, а позже в отделы ЗАГС. Наши архивы находятся в плачевном состоянии, многие документы пропали во время войны, у архивистов нет времени и возможности отвечать на генеалогические запросы, так как в первую очередь они должны выполнять запросы социальные (например, для начисления пенсий). Так что наше семейное древо не дюже ветвисто, но уж какое есть.



Глава 1. Моя бабушка

Любовь, Тепло, Пирожки и как у Христа за пазухой

Демидовы
Степанида Николаевна и Егор Ильич

село Спиридоновка Самарской области
Когда я ходила под стол пешком, и даже когда выросла выше стола, я ещё долго любила проводить время со своей бабушкой. Деда, Егора Ильича Демидова, я не знала, он умер за 6 лет до моего рождения. После его смерти, продав дом в Спиридоновке, бабушка перебралась в Куйбышев к старшей дочери Насте и ее мужу. Тетя Ася и дядя Ваня Старичковы жили в посёлке нефтяников на окраине города в Куйбышевском районе, единственном, расположенном за рекой Самара. Рабочий поселок возникновением был обязан Куйбышевскому нефтеперерабатывающему заводу (КНПЗ), который начали строить в 1943 году. У поселка, на выбор, было 2 оригинальных имени: Соцгород (по имени железнодорожной платформы) и 116-й км (расстояние от Сызранского моста до платформы Соцгород).
Первые 6 лет своей жизни я провела на «стошке» (как теперь называют поселок). Мне он запомнился зеленым, уютным, с малоэтажной застройкой (ну, если не считать хрущобы высотками).

С площадью и скверами перед ДК "Нефтяник", с тенистыми улицами и удобными для детских игр дворами. На всю жизнь у меня осталась симпатия к тихим провинциальным городкам. Сначала мои родители получили комнату в коммуналке неподалеку от бабушки, а потом целую однокомнатную квартиру в хрущёвке на улице Зелёной. И пока мы там жили, я бывала у бабушки (на Калининградской, 50 А), наверное, чаще, чем дома. Других бабушек-дедушек у меня не было, папа вырос в детдоме.

У моей бабушки Степаниды Николаевны (мы все ласково называли ее бабуся) от четырех дочерей шестеро внуков: Толик, Люда, Валера и Володя, Галя и я. Ой, чуть не забыла ещё про одну внучку Лену, младшую дочь Лили. Но мы настолько мало знали о жизни маминой сестры Лили, что о её второй семье мне нечего сказать, кроме того, что жили они в Ташкенте. В конце 90-х Лена с отцом переехали в Тверь.
Толик Богатов родился 17 января 1946 года.
Люда Старичкова - 26 октября 1953 года.
Валера Сергеев - в июне1954 года.
Лена Голубева - 5 августа 1959 года.
Володя Сергеев - 13 января 1960 года. 

Галя Голубева - 9 февраля 1966 года.

Само собой, наши посиделки сопровождались разговорами и историями. Порой они завораживали, порой были пропущены мимо ушей, порой я снисходительно поправляла бабушку в неправильном толковании истории, ведь в школе рассказывали всё иначе. В воспитании бабушка придерживалась ненавязчиво-поучительного повествования в третьем лице, вроде того «вот одна у нас тут курила, курила да умерла». Это когда она справедливо заподозрила меня на 2-м курсе института во вредной привычке. Вместо вопроса «зачем» она задавала вопрос « к чему добру».

Про положительных и обаятельных, с бабушкиной точки зрения, мужчин она начинала рассказ с описания: «Высокий, интересный, не пьёт и не курит...». А если уж мужчина был ещё и военным, то, как потенциальный претендент на руку и сердце, он проходил по высшему разряду. Бабушка, хлебнувшая в жизни материальных тягот, желала внучке финансовой обеспеченности. А военные, по её разумению, как раз относились к категории 100%-но обеспеченных граждан: как питанием и обмундированием (вплоть до белья, что бабушка тоже отмечала), так и жильем. Ну что ж, бабушка делала разумные выводы на основании собственного жизненного опыта. Думаю, немалую роль в приоритете военных относительно гражданских лиц сыграли несколько лет жизни с семьей средней дочери в Молдавии, где бабушкин зять был начальником погранзаставы.  Ну, Сергеевы жили там действительно неплохо, особенно по сравнению с голодным Поволжьем. Кроме того, Иван Васильевич был не просто военным, но прирожденным хозяйственником: сам жил и другим давал. 
Рассказывая о жизни в первые годы после революции, бабушка ставила знак равенства между деревенской голытьбой и лодырями-болтунами. Быть батраком было проще, вольготнее, да и безопаснее, чем хозяином: накормят, заплатят и голова не боли ни про урожай, ни про скотину, ни про механизацию своего хозяйства. Благополучие среднего крестьянина, а по советской терминологии, кулака и мироеда, основывалось не только и не столько на фамильных капиталах, сколько на трудолюбии, сметливости, хозяйственности. 

Я часто принималась дискутировать с бабушкой, потому что в советской школе нам же предлагали иную версию событий. А вот неграмотная, но мудрая моя бабуся спорила с грамотной, но бестолковой внучкой, не навязывая своего взгляда на жизнь. Эта жизнь вообще приучила ее к очень аккуратному и дозированному общению на определенные темы. Отчасти поэтому так много белых пятен в нашей семейной истории. А ведь и в самом деле оказалось, что после революции властью наделили как раз завзятых деревенских бездельников под девизом «отнять и поделить». И они отнимали и делили то, что создавали другие.

Я имела наглость учить свою бабушку Истории! Которую она в полной мере прочувствовала на себе, а не прочла, как я, параграф в учебнике о коллективизации. Как жаль, что я была глупа и безапелляционна настолько, что не дала себе труда запомнить бабушкины рассказы, не отнеслась внимательно к семейному родословию.

Из истории села Спиридоновка

Поселение было основано вдоль старого русла реки Самара, вероятнее всего, во второй четверти XVIII века. К тому моменту Самарская область была давно освоена русскими, и всегда была одной из самых многонациональных в России.

Интересно, что на месте будущей Спиридоновки когда-то поселилось сразу три народа. Первоначально село делилось на два «конца» – Хивы, где проживала мордва-мокша и Томыловка, где проживала мордва-эрзя. Делились эти поселения по озеру Уренскому. Километра за два от Томыловки на склоне горы располагалось татарское поселение Просвет. В 1799 году была построена мечеть. А в ХХ веке все три поселения слились в единое село. Но местным татарам до конца ХХ века удавалось сохранить свою культурную идентичность. И даже в колхозные времена в селе оставалось много единоличников.
С момента постройки храма в 1833 году и образования православного прихода поселение получило статус села. Спиридоновка стала культурным центром для близлежащих деревень. В 1928 году Спиридоновский сельский совет вошел в Кинельский район Средне-Волжского края. В период массовой коллективизации 1930-х гг. были раскулачены и репрессированы десятки жителей села. В 1930 году на территории Спиридоновского сельского совета было уже 3 колхоза: «Красная Армия», «Политотдел» и «Красный партизан».


Итак, моя бабушка Степанида Николаевна, в девичестве Быкова, родилась 12 ноября 1894 года в деревне Спиридоновка Самарской губернии. Её бабушка по матери Анастасия Васильевна Мельникова, купеческого зажиточного рода, любила и выделяла любезную и уважительную внучку, баловала и наряжала. Когда Стешутка была на выданье, бабушка подарила ей красивый кованый сундук такой длины, что все платья и 21 подаренная юбка помещались во весь рост.

Бабушка Анастасия водила близкое знакомство с состоятельной купчихой Марией Гавриловной Аржановой, у которой были связи не только в Самаре, но и в столичных городах, Москве и Петербурге. Благодаря дружбе со Стешиной бабушкой, Аржанова взяла 
в свой богатый купеческий дом девочку-подростка, когда ей было лет 14-16, взяла не столько в услужение, сколько в компаньонки с перспективой научить грамоте. Стешино будущее казалось вполне предсказуемым и светлым.

Из истории семьи купцов Аржановых.

Самарский купеческий род Аржановых вёл своё начало от уральских казаков-староверов, прибывших в Самару во второй четверти XIX в. Аржанов Семён Леонтьевич был купцом 1-й гильдии и потомственным почётным гражданином Самары (1875-1903). Семья Аржановых считалась второй в самарском регионе по размаху своего бизнеса. Они были крупнейшими хлеботорговцами, землевладельцами, пароходчиками, имели несколько мельниц, активно занимались благотворительностью.
Место для своего дома Аржановы облюбовали неподалеку от мельницы и в 1868 году построили великолепный особняк, перестроенный в 1898 по проекту известного самарского архитектора Александра Щербачёва. Сейчас в этом особняке на ул. Казанской (теперь ул. Алексея Толстого) находится Торгово-промышленная палата, и здание до сих выгодно отличается от соседних. У Аржановых было несколько особняков в Самаре. Погуляв по историческим сайтам о Самаре, я не нашла упоминания о Марии Гавриловне Аржановой, что странно, поскольку эта семья была в Самаре на виду. Очень известна была Вера Леонтьевна Аржанова, которая вышла замуж за купца Шихобалова. Не исключено, моя мама перепутала имена, дело-то давнее. Или это была другая фамилия.




Сыновья Марьи Гавриловны к тому времени уже выросли и разъехались. Стеша прожила в доме Аржановых несколько счастливых лет, намечтала себе в будущем выучиться грамоте и остаться жить в городе. Ей совсем не хотелось возвращаться к тяжелому деревенскому быту, и о женихе мечталось о культурном и городском, но... планы расстроились, когда умерла мать. Это случилось примерно в 1910-12 гг. Точная дата и причина ее смерти неизвестны.


Фотографии дореволюционной Самары









 Продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий