Ну, Самара - не Индия, конечно. По набережной слоны табунами не ходят. Самара - такая ... малая родина слонов. Во всяком случае, уже более 100 лет пара гигантов стоит над Волгой, перед особняком в стиле модерн, принадлежавшим известному самарскому купцу, художнику, краеведу, археологу и, не побоюсь этого слова, автомобилисту, кстати, первому в Самаре, Константину Головкину.
То, что было когда-то глубоко загородной зоной, за столетие обросло чудовищнo- жилищным фондом, и дача со слонами смотрится теперь неродной дюймовочкой на фоне многоэтажных муравейников.
А ведь в начале ХХ века здесь устраивались загородные пикники, по окрестным лугам и дубравам любила гулять самарская публика. После 1917-го здание было удачно национализировано и в 1929 г. передано Водоканалу. Ну и, как водится, когда всё вокруг колхозное и никто ни за что не отвечает, фундамент со временем просел, стены пошли трещинами, слоны пооблезли, ощетинившись арматурой итд. Во времена моего детства ещё можно было заехать на территорию дачи, теперь всё огорожено и закрыто. Хотя дача Головкина является объектом культурного наследия федерального значения, но из миллионов граждан нашей федерации почетный доступ разрешен только сотрудникам Водоканала. А нам, обычным людям, позволено любоваться шедевром архитектуры с Волги. Правда, и этим никто, похоже, особо не озабочен: ветки деревьев разрослись так, что частично перекрывают панораму.
Ну ладно, что мы всё о слонах... Самара-то знаменита не только ими.
У нас случился ещё один замечательный выходной на Солнечной Поляне: прогулки по берегу Волги, возвращение из Ширяево в Самару на переполненном кораблике "Москва", плечо к плечу с дорогими россиянами, любование волжскими красотами... не могу же я наслаждаться всем этим одна!
Кстати, update по поводу новостей из мира малого синематографа: наша боевая съемочная группа не дремала и в этот раз. Мы бодро отсняли финал любительской игровой фильмы. Повторюсь, не исключено, что процесс уже превзошел результат (я имею ввиду результат в виде будущего кино) по накалу страстей и степени хохота-ния. Жанр определить затрудняюсь... но в нашем фильме есть настоящая любовь, закрученная интрига, нечистая сила, которой противостоит сила чистая, то есть благородный герой, есть даже болливудские драки (это когда звонкие пощечины по разным частям тела не означают нанесения увечий, получается небольно и смешно). Энд, как и положено, хэппи, добро и любовь побеждают. А ружье - просто так, для антуражу и пальбы по декоративным гипсовым гусям.
Аппетит нас никогда не подводит... особенно если готовят такие признанные виртуозы кулинарного дела, как мой муж. Хотя гамбургер стал почти ругательным словом, по сути-то, это та же котлета, приготовленная на гриле. Со свежими овощами и голубым сыром...ну, очень душевно! вы только взгляните в эти честные глаза
А между тем, ребята, вы знаете, что наступила уже середина августа?!...
И почему лето в России всегда такое короткое... ещё пару недель и - повернет на осень.
И почему лето в России всегда такое короткое... ещё пару недель и - повернет на осень.
Кстати, повернуло даже раньше, чем мы ожидали: в воскресенье после обеда задул северный ветер и стало заметно прохладнее.
Волга пока держит 22 градуса, но скоро начнет стремительно остывать. Хотя у нас тут купание круглогодичное: в морозы некоторый народ тоже прыгает в прорубь. Но это без меня.
Волга пока держит 22 градуса, но скоро начнет стремительно остывать. Хотя у нас тут купание круглогодичное: в морозы некоторый народ тоже прыгает в прорубь. Но это без меня.
Вишня, считай, уже отошла, пришла пора яблок. Между прочим, сегодня ведь Яблочный Спас! Преображение Господне. Не знаю точно, что это значит в церковном смысле, но мне нравится само яблочно-летнее название праздника.
И приметы. Говорят, что если в этот день съесть яблочко и загадать при этом желание, то оно непременно сбудется. Съедено, загадано, ждем-с. А на подходе виноград, смотрите как наливается.
И приметы. Говорят, что если в этот день съесть яблочко и загадать при этом желание, то оно непременно сбудется. Съедено, загадано, ждем-с. А на подходе виноград, смотрите как наливается.
Возвращаемся в Самару на "Москве" с пристани "Богатырь", что чуть дальше Ширяево
Проплываем бурлацкое Ширяево, уютно устроившееся в долине
А вот маленький трудолюбивый буксирчик толкает здоровенную баржу
Пробок пока нет, но траффик уже есть и на середине Волги
В Самаре есть не только слоны и красивые девушки, но и горнолыжные склоны с подъемниками на территории Загородного парка, вот, смотрите сами. Миниатюрно, но всё настоящее. Кручи покруче с бугелем и подъемником помощнее для любителей сноубордов и горных лыж водятся на пригородной Красной Глинке.
А вон справа из-за деревьев чуть выглядывает парковое колесо обозрения. Уж не знаю, правда, крутится ли наш Samara Eye
Ниже - вид с Волги на четвертую очередь набережной, у Ладьи, на этот пляж мы приходим по утрам, когда не ленимся. Возле Ладьи теперь открыли летний кинотеатр и ежевечерне что-то показывают. Чуть правее в Волгу упирается улица Осипенко, 15 минут вверх по улице - и мы были бы дома. Но кораблик пропыхтит дальше, вдоль по-новому застроенному старому центру Самары, до речного вокзала
Ниже -территория бывшего завода КИНАП с родной заводской трубой, ныне развлекательно-ресторанный комплекс KIN-UP. А в конце XIX века здесь была паровая мельница купца Зварыкина, которую в середине 20-х гг перепрофилировали в завод киноаппаратуры, поэтому и КИНАП. Правда, позже стали производить почему-то исключительно противогазы.
Самара в XIX веке успешно торговала хлебом, была крупным железнодорожным узлом, считалась промышленно развитым городом с массой различных мануфактур и производств. Самару тогда сравнивали с Чикаго. К тому же, в годы войны в Куйбышев эвакуировали многочисленные заводы и фабрики, многие из которых так и остались здесь. Так было.
Теперь всё, что сделано - сделано в Китае. Мы не китайцы, мы русские, у нас есть нефть и другие природные богатства, мы больше ничего не производим, мы продаем, покупаем и развлекаемся
Самара в XIX веке успешно торговала хлебом, была крупным железнодорожным узлом, считалась промышленно развитым городом с массой различных мануфактур и производств. Самару тогда сравнивали с Чикаго. К тому же, в годы войны в Куйбышев эвакуировали многочисленные заводы и фабрики, многие из которых так и остались здесь. Так было.
Теперь всё, что сделано - сделано в Китае. Мы не китайцы, мы русские, у нас есть нефть и другие природные богатства, мы больше ничего не производим, мы продаем, покупаем и развлекаемся
Проплываем центр города, площадь Славы, с 57-метровым Монументом Славы, символом вклада самарцев в ракето- и самолетостроение (в просторечии этот парень с крыльями давно превратился в Паниковского с гусем). ..."А вместо сердца-пламенный мотор..."
В центре - гостиница "Волга", бывшее обкомовское пристанище для важных партаппаратчиков, колесивших по стране и проводивших жизнь в совещаниях на тему как бы им обустроить этот народ. Для народа в гостинице имелась удобная табличка "мест нет"; знаю не понаслышке, имела счастье несколько лет проработать в "Волге".
Слева - собор Георгия Победоносца (новодел начала 2000-х), красиво и грамотно подсвечен в вечернее время.
Чуть позади - Самарская площадь, раньше на фасаде центрального здания всегда приветливо горели буквы "Да здравствует коммунизм", такой был уютный советский дизайн. И привычный, как атмосферные осадки, как очереди, как то, что октябрята становятся пионерами.
Это мой район, я здесь выросла, исколесила все окрестности на велике, бегала за детским питанием для младшей сестры на молочную кухню, порой вместо уроков ныряла в кинотеатр "Первомайский" на утренний сеанс (с радостным удивлением встречая одноклассников), знала все подворотни, в которых мы играли в казаки-разбойники, в штандр, прыгали с сараев с зонтиками, заливали катки и строили снежные крепости. Это были времена, когда работающие родители привычно оставляли детей одних дома, а гулять многие ходили с ключом на шее. Родители не беспокоились, что чада днями пропадают на улице, что без взрослых ватагами бегают на Волгу купаться и вообще в те времена дети занимали себя сами. И даже без гаджетов.
А вместо Паниковского над обрывом стояли тогда неказистые деревянные домишки и густые дерева, которые казались о-очень большими.
В XIX веке и начале XX-го весь протяженный самарский берег был занят хлебными амбарами, складами, лесопилками, кожевенным производством, рыбацкими лодками и к прогулкам располагал не очень. Первую очередь набережной от речного вокзала начали строить только в 1930-е. В центре фотографии (ниже) плавная линия крыши плавательного бассейна, выше-здание местного Белого дома.
Ниже - Жигулевский пивоваренный завод, дата постройки 1881, основатель Альфред фон Вакано, австрийский дворянин и потомственный пивовар. А также российский подданный, обустроивший на территории завода для своих рабочих общежития с электрическим освещением, которого тогда в городе ещё и в помине не было. Это был целый комплекс зданий для своих рабочих, с детским садом, библиотекой, прачечной... чудеса в те времена невиданные. Я вот думаю, против чего было бастовать тем рабочим... После революции все повально стали жить в коммуналках и бараках... за что боролись?
В 1908 году "Товариществом Жигулевского пивоваренного завода Альфреда фон Вакано и К" был основан ещё один пивзавод в Баку ( такой же краснокирпичный, брат-близнец нашего). Не знаю, правда, функционирует ли он и что производит, если жив.
Практически любого гостя Самары (мужеского пола) везут на легендарное "Дно", что под боком у пивзавода. На здешнем рыночке можно прикупить волжской сушеной рыбки, раков, выпить свежего разливного пива. Можно демократично, в кафе, прилепившемся к пивзаводу, можно простонародно, сидя на бревне на берегу Волги, а можно и шикануть в ресторане "У Вакано". Ушица там очень ничего...Кстати, изначально Жигулевское пиво, известное стране Советов, называлось Венским, но в 1934 г., после посещения Самары наркомом пищевой промышленности Микояном, "буржуазное" название поменяли на более благонадежное отечественное.
На заднем плане детища фон Вакано возвышаются колокольни Иверского монастыря, основанного в 1850 году и знаменитого на всю Россию золотошвейным рукоделием. В 1876 году монахини вышили Самарское знамя, под которым ополченцы воевали под Стара Загорой за освобождение Болгарии от турецкого ига.
В 1925 монастырь был закрыт и на 7 десятилетий исчез с карты города. По легенде, часть иверских монахинь была вывезена большевиками на середину Волги и утоплена, большинство построек было снесено, кладбище, где похоронены именитые горожане, осквернено и варварски разрушено, на месте склепов людей, трудившихся во благо Самары, были устроены уличные туалеты и мусорные ямы. В советские времена здесь построили бараки для рабочих пивзавода и Самарской ГРЭС. Благоустроенная территория, увитая розами, превратилась в помойку, став самым криминальным районом города, горьковским Дном, Рабочим городком.
В 1992 году монастырь и часть территорий возвращены церкви.
На взгорке, прямо над пивзаводом и монастырем, находится храм наук-бывший инженерно-строительный институт им. всё того же Микояна, который я имела счастье закончить в 1982 году.
Правда, называется он теперь более пышно - Архитектурным Университетом. Ну и что, моя средняя школа № 11 тоже приобрела статус гимназии Юнеско. И нечего этого стесняться...
Вообще-то зданию нашего инстутута не привыкать к смене вывески. Вот так он выглядел до 1918 года, в бытность свою самарским коммерческим училищем.
С тех времен в старом здании кое-что осталось... например, Круглый зал (вот его окна на втором этаже справа от входа), и эти ажурные металлические лестницы. Сколько же ног разных поколений студентов летало по ним...
Да, так вот, во времена моей юности, в конце 70-х-начале 80-х, студенты нашего ВУЗа имели большие преимущества: сбежав с лекций, они могли запросто спуститься по склону вниз и первыми попасть на Дно к началу пивных продаж. Тогда ещё не было в ходу пластиковых бутылок, только технические 6-литровые канистры и трехлитровые стеклянные банки. Которые, однако, имели обыкновение биться. Крышки для банок тоже были в дефиците, поэтому любителям пива приходилось нагло тырить их из кухонных ящичков, из-под носа рачительных советских хозяек. Но присутствие канистр и банок на лекциях не приветствовалось, поэтому миру явилось студенческое ноу-хау: пластмассовые тубусы использовались не только как футляры для чертежей, но и как емкости для пива, очень полезные оказались штуки... Да, а барышни в те времена на Дно не хаживали...
Ну всё, товарищи, приплыли, речной вокзал-пожалуйте на выход
А это мы с товарищем Суховым на набережной. Говорят, для компании планируют пригласить возлюбленную Катерину Матвеевну и луспекаевского таможенника
…"Добрый день, весёлая минутка. Здравствуйте, бесценная Катерина Матвеевна. За прошедшую отсрочку не обессудьте. Видно, судьба моя такая. Однако ничего этого больше не предвидится. А потому спешу сообщить вам, что я жив-здоров, чего и вам желаю… А ещё скажу я вам, разлюбезная Катерина Матвеевна, что являетесь вы мне, будто чистая лебедь, будто плывете себе куда вам требуется, или по делу какому, даже сказать затрудняюсь... только дыхание у меня сдавливает от радости, будто из пушки кто в упор саданул...", - писал романтичный красноармеец Федор Сухов жене в волжскую деревушку под Самарой. Автор романа Валентин Ежов тоже родился в Самаре.
Ну тогда пока...
Lenochka, nu kak zdorovo, spasibo tebe. Ochen interesno chitat i fotografii prosto chudesnyje!
ОтветитьУдалитьNatasha Paul