Любой уважающий себя населенный пункт имеет центральную площадь. Площади бывают красивые, бывают парадные, бывают деревенские поросшие сорняком... А в Самаре
находится самая большая площадь Европы, общая площадь которой 17,4 гектара. 8 га закатано в асфальт, 7- отдано под уютные скверы, которые располагаются по четырем углам площади. Доминанта-Самарский
академический театр оперы и балета, который тоже занимает немало-2,4
га. И чтобы закончить тему с гектарами, хвастливо добавлю, что площадь Куйбышева почти на
гектар больше столичной Красной площади.
Вообще-то в каждом городе находится что-нибудь "самое-самое", собор, площадь, набережная... то, чем горожане гордятся. И это нормально. У нас вот просторная площадь с историей.
Вообще-то в каждом городе находится что-нибудь "самое-самое", собор, площадь, набережная... то, чем горожане гордятся. И это нормально. У нас вот просторная площадь с историей.
Впервые главная площадь города была начертана на генплане Самары в 1853 году и предусматривалась огромной, поскольку величина площади всегда была напрямую связана с престижем города. В прежние времена главная площадь Самары называлась Соборной, что, само собой, предполагало наличие собора. Решение о возведении Кафедрального соборного храма Христа Спасителя было принято в 1866 году после покушения на императора Александра II. Проект подготовил академик архитектуры Эрнст Иванович Жибер и это стало его основным творческим достижением. Позже по тому же проекту были возведены ещё 2 храма, в Таллине и Новочеркасске.
Главная икона Алексия Митрополита Московского была выполнена крестьянином из села Утёвка Григорием Журавлевым, от рождения лишенным рук и ног. Он писал иконы, держа кисть в зубах. Для росписи 120 икон были приглашены мастера из Палеха. Пять дубовых резных наружных дверей выполнили мастера из Казани (по проекту известного самарского архитектора А. Щербачёва). Строительство Кафедрального собора продлилось 25 лет (в зимнее время оно прекращалось) и было завершено в 1894 году. Но вскоре грянули революционные перемены и старый мир было предписано разрушить "до основанья". В 1930 году собор начали взрывать частями, поскольку площадь была окружена жилыми домами. Собор не сдавался целых 5 лет, строили его на совесть и на
века, а прожил он чуть дольше времени, которое ушло на строительство.
Спелая колхозная наяда |
Используя
фундамент собора и его же кирпич, к 1938 году на том же месте было построено приземистое
массивное здание серого цвета в стиле сталинского ампира, яркий пример архитектуры
30-х годов.
Пролетарий-библиофил |
Театр оперы и балета
разместился в центральном корпусе. В левом крыле здания - библиотека, поэтому там стоит
скульптура рабочего с книгой (в чертах которого, как говорят просматривается внешнее сходство с автором скульптуры).
В правом крыле -художественный музей и спортивная
школа (в которую я бегала в детстве), поэтому там стоит «Колхозница с мячом».
Тематические фигуры были выполнены местным скульптором В.П.Акимовым.
Известно, что крепкого телосложения колхозницу он лепил со своей жены. Надо же,
как все-таки меняются стандарты женской привлекательности.
В 1935 году скоропостижно
скончался революционер, ранее криминальный элемент, позже известный партаппаратчик,
Валериан Куйбышев. В 30-е годы, как известно, многие умирали безвременно и скоропостижно. А городу зачем-то присвоили нелепое
имя почившего в бозе, которое пришлось носить без двух дней 56 лет.
В 1938 году Соборная площадь была переименована в площадь Куйбышева. 5 ноября 1938 года прямо перед театром на пятиметровый постамент была установлена бронзовая 7-метровая фигура. Партийный лидер в рабочих сапогах и застегнутом на все пуговицы плаще стоит и поныне. Его громадные сапоги находятся почти на уровне глаз прохожих.
В годы Великой
Отечественной войны в Самарском театре оперы и балета работал Большой театр. 5 марта 1942 года на его сцене
впервые прозвучала 7-я симфония Дмитрия Шостаковича, посвящённая героической
обороне Ленинграда.
В
красные дни календаря к гиганту пристраивали трибуны для руководителей партии и народа, с
которых они вяло помахивали ладошками. Нас,
студентов младших курсов, во время парадов использовали в оцеплении (в качестве столбиков). Помню 7
ноября конца 70-х, сыплет снег, я в модной искусственной шубе, перепоясанная
ремнем, как памятник Куйбышеву, оцепляю площадь его имени. Надо заметить, что на демонстрации народ одевался как на праздник, то есть в лучшее из своего гардероба. А рядом в оцеплении стоит студент,
которому я симпатизирую. Романтика.
Меня на этой фотографии нет, но это неплохая иллюстрация той эпохи |
С памятником Куйбышеву,
кстати, связана интересная история. Когда
скульптору Матвею Манизеру заказали статую партработника Куйбышева, ее, эту статую, собирались
вознести на крышу оперного театра. А театр планировали отстроить аж в 10-15
этажей, небоскреб, по тем малоэтажным временам. Чтобы фигура в поднебесье не казалась несуразной, автор изменил ее
пропорции, в том числе значительно укрупнил голову революционера. Но когда заказ
уже был готов, проект вдруг поменяли. Так и стоит бедняга с укрупненной головой.
В начале 90-х, при
смене авторитетов, на постаменте долго красовалась надпись «Цой». Правда, этим словом из трех букв были украшены многие городские достопримечательности, подъезды и заборы. По популярности Цой точно превзошел Куйбышева.
Самарские Кресты на Ильинской (Арцыбушевской). Общежитие для студентов. 1932 |
Не берусь
судить о вкладе В. Куйбышева в историю моего города, вроде бы он, вовремя
оказавшись в Самаре, провозгласил тут Советскую власть. Но то, что парень
сиживал в "Самарских крестах", это точно. Раз восемь был замечен в разных
тюрьмах, раза 4 его ссылали в Сибирь, откуда он героически сбегал. Тогда ещё можно
было сбегать, да и «врагов народа» при царском режиме не расстреливали.
В
советские времена 14 тысяч квадратных метров жилой тюремной площади не пропали даром, т.к. в тюрьме было устроено уютное общежитие для
студентов мединститута, где я, конечно,
бывала у друзей-медиков.
И даже заходила в камеру, в которой знаменитый заключенный провел несколько месяцев. Кстати, в Самаре поговаривают, не пора ли перенести неоднозначную художественную ценность в виде памятника как раз туда, к тюрьме, на радость студентам.
У нас же принято ниспровергать авторитеты, коим ещё недавно поклонялись. Посмотрим.
И даже заходила в камеру, в которой знаменитый заключенный провел несколько месяцев. Кстати, в Самаре поговаривают, не пора ли перенести неоднозначную художественную ценность в виде памятника как раз туда, к тюрьме, на радость студентам.
У нас же принято ниспровергать авторитеты, коим ещё недавно поклонялись. Посмотрим.
Комментариев нет:
Отправить комментарий