Translate

6 июня 2015 г.

"Наш Пушкин" в свете нашего же величия


Со школьных времен пушкинская тема была для меня особенной. В 17-18 лет я ей жила, болела, зачитывала до дыр всё, что можно было отыскать в библиотеках и купить магазинах (привет, пустые полки). О лицеистах, декабристах, о Пушкине, Гончаровой, дневники, письма, книги, статьи, Тынянов, Гейченко... хотя не так уж много было тогда доступно. Моя скромная «пушкинская полочка» и сейчас занимает особое место в книжном шкафу. Недавно попала мне в руки огроменная юбилейная книга о Пушкине, выпуска 1949 года. Притащила из гостей эту тяжесть домой, 2 дня читала и рассматривала картинки. А поскольку фолиант нужно вернуть, пересняла все книжные портреты Пушкина и его рисунки. Я знаю, что всё есть в Интернете, но захотелось сохранить для себя книгу, хотя бы в цифровом варианте. На самом деле, это поразительной силы исторический документ, и не столько о Пушкине, сколько о сталинской эпохе со всеми ее дикостями, перекосами, лицемерием, льстивыми речами в адрес божественного вождя, за которыми угадыватся страх сказать не то или недостаточно сказать. В общем, пост не о самом Пушкине, а о том, как использовали его имя.
Итак, год 1949. Апофеоз официального пушкинского культа. Первая эпизод советской пушкинианы пришелся на 1937 год. Через 12 лет еще одна громкая дата -150 лет со дня рождения поэта – и еще один повод повод явить миру величие нации как достойной преемницы гения русской поэзии. Проведение помпезных торжеств обеспечивалось всей мощью государственного аппарата и бюджета. На такие мероприятия в России денег никогда не жалели. «Пушкин Юбилейный» стал брэндом, массовой идеологической кампанией, аргументом в пользу превосходства русских в пределах СССР, да и во всем мире. Поэт был призван стать гарантом высокой духовности нации.
Но в данном случае важно было продемонстрировать не любовь к поэзии, а идейно-выдержанную любовь к партии, к товарищу Сталину, а значит, и к Родине. У нас же эти понятия всегда считаются идентичными. За что мы любим Пушкина? А за то что «наш», борец за идею, записываем в коммунисты. Так, после небольшой адаптации и некоторой подтасовки, дворянина и помещика Пушкина стали использовать в качестве предтечи социализма и светоча советской культуры. В 1936 вышла книга "Наследие Пушкина и коммунизм" автора Кирпотина (который позже сделался специалистом по Достоевскому). Вот выдержка (постарайтесь продраться): «Столетие гибели Пушкина, Пушкинские дни 1937 года, превратившиеся во всенародный праздник советской культуры, проходят у нас в непосредственной хронологической близости к историческим дням обсуждения и утверждения советским народом великой Сталинской Конституции. Отразившая лучшие чаяния и мечты всего прогрессивного человечества, записавшая в своих чеканных и полновесных строках историю славных побед нашей страны и нашего народа в борьбе за революционное переустройство мира и за социалистическое строительство на одной шестой земного шара, великая Сталинская хартия прав и обязанностей граждан социалистической страны ясно и четко поставила перед сознанием многомиллионных масс народа перспективу коммунистического строя во всей ее исторической конкретности, в реальном, осязательном“ многообразии ее содержания.
...Пушкин погиб сто лет тому назад в неравном поединке с дворянской, помещичьей и самодержавной Россией. Но его искусство осталось жить живой жизнью. Пушкин стал „спутником“ пролетариата, „спутником“ революционного народа в его борьбе и победах.» О как. Самое интересное, что не спасло Кирпотина никакое идейно-выдержанное славословие. Вот на такую докладную записку (донос,по сути) по поводу профессора как носителя космополитизма я наткнулась в Интернете (привожу частично).

Как думаете, если бы Пушкин жил на 100 лет позже, выжил бы в он в 1937 "в поединке" уже с большевистской Россией? Я что-то сильно в этом сомневаюсь.
Тем временем, всенародные празднования юбилея солнца русской поэзии вошли в зенит. Плановая экономика представляла на обозрение таблицы переводов Пушкина на иностранные языки.
 Во всех без исключения газетах империи были напечатаны статьи с двумя типами заголовков: либо "Слава и гордость великого русского народа", либо "Наш Пушкин". Известный профессиональный погромщик культуры Ермилов даже издал книгу "Наш Пушкин", со страниц которой прозвучало прямо подобие тоста: "Только нашей эпохе по росту великан Пушкин, и разве в круг друзей, таких, как Чкалов и другие могучие богатыри, сыны Сталина, не вошел бы со своей простодушной улыбкой мудреца Пушкин и не содвинул бы с ними стаканы..."





Улицы, школы и колхозы в СССР активно нарекались именем Пушкина. Проводились конкурсы чтецов и вокалистов, исполнявших произведения Пушкина. Фильмы, литературные биографии, картины и прочая массовая идеологическая продукция выполнялась исключительно в соответствии с теми задачами, которые ставили партия, правительство и лично товарищ Сталин. На бедного Александра Сергеича была возложена серьезная идеологическая нагрузка.Считалось «полезным представить Пушкина в качестве оружия против врагов народа: агрессивных иностранных “вандалов», подкрепленных «слугами» и «космополитами”, окопавшимися на внутреннем фронте. Давно почивший в бозе Дантес был заклеймен "наемным убийцей" и "агентом самодержавия", от чего аресты и казни других "агентов и наймитов" приобретали флер как бы еще и "мести за нашего Пушкина". 

В истории всегда все переплетено, не пойми как. Говорят, нет худа без добра. Добром было то, что под сурдинку всенародных торжеств были отреставрированы и открыты для посетителей домик няни, дом-музей в Михайловском, восстановлен Святогорский монастырь. К 1958 году Михайловское приобрело тот облик, который в 1837 году был запечатлен землемером Ивановым и известен по литографии 1838 года. На первой странице юбилейной книги под портретом усатого вождя приведена выдержка из его речи от 6 ноября 1941 года. Речь имела оттенок гневного недоумения: отдают ли себе отчет эти недоумки с моралью животных на кого они посягнули? они посягнули на НАС, потомков великих... тут были названы 16 великих представителей русской культуры, корифеев философии, литературы, музыки. Пушкин в этом перечне, правда, шел номером пятым, перед ним были названы, например, Белинский и Чернышевский. 



Но все-таки для предъявления миру доказательств того, что новая власть является законной наследницей российских культурных ценностей, требовалась подтверждение от самого Пушкина. Это как бы утверждало и собственно-благородное происхождение власти большевиков. Кто ищет, тот найдет. Стихотворение "Клеветникам России" хорошо работало в борьбе с "поджигателями войны", очерк "Джон Теннер", содержащий саркастическую оценку американской демократии, отлично боролся с международным империализмом и с "низкопоклонством перед Западом". Наш Пушкин.


6 июня 1949г. Генеральный секретарь СП А. Фадеев на торжественном юбилейном заседании в Большом театре сразу после важного сообщения о том, что в каждом советском доме и в каждой советской семье есть сочинения Пушкина, немедленно перешел к обличениям: "Пусть-ка попробуют хоть что-нибудь противопоставить этому факту развития народной культуры в СССР современные "клеветники России", враги нашей страны социализма, враги собственных народов, охвостье буржуазной культуры, давно позабывшие и оплевавшие своих отцов и дедов и криками о "свободе" и "демократии" прикрывающие все более полную, все более откровенную зависимость от своих хозяев империалистов." Далее горячо подключался К.Симонов: "Тем, кто вешает негров, незачем вспоминать Пушкина! Тем, кто на глазах у голодных жжет пшеницу, незачем вспоминать Пушкина! Тем, кто хочет купить совесть народа за яичный порошок, незачем вспоминать Пушкина! Тем, кто хочет залить мир кровью, незачем вспоминать Пушкина!" Пушкин наш.



В том же 1949 году на экраны вышел снятый в советских сказочных традициях фильм «Пушкин», примечательный больше в идеологическом, чем в художественном отношении.  На You tube есть, смотрите, кому интересно, я, честно говоря, весь не осилила. С эпическим зачином врастяжечку диктор рассказывает отлакированную и идейно-выдержанную историю о том, каким же Пушкин был «нашим», борцом с царским режимом, почти верным сталинцем. Еще б немного, выбился бы в секретари парткома. В общем, в этом фильме казенной торжественности ну так уж через край, что скулы сводит. 





Один только штрих, по поводу использованного в фильме портрета Кипренского. На нем Пушкин изображен с шотландским шарфом, который призван аллегорически указать на принадлежность поэта к международной романтической культуре. В фильме портрет снят укрупненным планом, так что шарфа не видно. Да и не только шарфа, уехала за кадр и муза с лирой. Между тем, у Кипренского в композиции нет ничего случайного, эти предметы создают своего рода европейскую романтическую «скобку» вокруг лица поэта. Но поскольку всё западное ассоциируется с вражеским, даже шарф устраняется создателями фильма. А то могут подумать, что русский национальный поэт был подвержен влиянию какого-то лорда. Ни боже мой. На всякий случай, советский литературовед Бельчиков твердо подчеркнул вредное влияние лорда Байрона : «советское пушкиноведение наших дней решительно отвергло пристрастие буржуазных ученых искать в поэзии Пушкина западноевропейских влияний […]», из которых главным является влияние Байрона».

Вот такой в 1949 году получился "наш Пушкин" в свете нашего же величия. То есть, если вернее сказать, то мании величия.








Портсигар 150 лет со дня рождения А. С. Пушкина. Металл, тиснение. СССР, 1949 год








Комментариев нет:

Отправить комментарий