Про собственно авторскую песню.
В. Байрак
Публику случайно не спугнуть,
Струны хорошо чуть-чуть расстроить.
Впрочем, лучше даже не чуть-чуть.
Также в песне нужно много текста
С рифмой, а желательно с двумя,
Но не больше, так как если честно,
Рифмы только уши утомят.
В тексте нужно что-то про походы,
Про дожди и вольные ветра.
Про погоду или непогоду,
Про друзей и вечер у костра.
А еще следить за смыслом важно,
Чтобы в песне не было его,
Чтоб никто из слушателей ваших
И не вздумал думать ничего.
На гитаре надо брать аккорды.
Как известно, их бывает три.
Струны можно жать не очень твердо,
Что придаст особый колорит.
Стыдно петь без хрипов и без вдохов
И блистать вокальною красой,
Потому что это очень плохо,
Так как называется попсой.
Ростислав Чебыкин.
“Авторская песня – песенная поэзия,
барды – поющие поэты – это та почва,
на которой искусство произрастает”
Ю.Ким
Вообще-то, мнения по поводу ценности авторской песни категорически разделились. Например, строгий народ, подкованный музобразованием, ни за что не соглашается считать пением декламацию под гитару, а пресловутые три (или даже четыре) аккорда музыкой.
“Если проанализировать классовость русских (в большом, международном смысле), мы без труда заметим, что каждый слой имеет свою песенную ЯЗЫКОНАЦИЮ: маргинал – “попсу”, рафинированная элита – оперу, деклассированный элемент – уголовную песню, интеллигенция – авторскую» («Авторская песня как “иврит” русской интеллигенции»)
Что ж за зверь такой - авторская песня и откуда взялась она в нашей жизни, лучше людей, которые посвятили ей свои жизни, думаю, я не скажу.
“…если мы заглянем в нашу раннюю историю и даже в античные времена, то немедленно убедимся, что авторская песня существовала всегда. Задолго до появления печатных станков и даже письменности. Именно она легла в основу всех форм современной литературы.
При этом изустное творчество неизменно было связано со струнным инструментом: арфа, гусли, саз, гитара. Музыкальное сопровождение древних авторов было, видимо, несложным. Нехитрое струнное звучание не претендовало на оригинальную мелодию, а скорее, создавало музыкальный фон для повествования, силовое поле, заставляющее зрителей быть внимательными.
Что касается нашей отечественной истории, то одним из основоположников авторской песни можно считать легендарного Бояна или не менее легендарного Садко….который работал в системе Внешторга Древнего Новгорода, а песни сочинял явно “идейно невыдержанные”, что и привело, если верить былинам, однажды к тому,что реакционаая боярская администрация вытолкала его с пира взашей.
При этом изустное творчество неизменно было связано со струнным инструментом: арфа, гусли, саз, гитара. Музыкальное сопровождение древних авторов было, видимо, несложным. Нехитрое струнное звучание не претендовало на оригинальную мелодию, а скорее, создавало музыкальный фон для повествования, силовое поле, заставляющее зрителей быть внимательными.
Что касается нашей отечественной истории, то одним из основоположников авторской песни можно считать легендарного Бояна или не менее легендарного Садко….который работал в системе Внешторга Древнего Новгорода, а песни сочинял явно “идейно невыдержанные”, что и привело, если верить былинам, однажды к тому,что реакционаая боярская администрация вытолкала его с пира взашей.
Если всё это так, то как же получилось, что авторская песня вновь появилась в нашей стране в середине двадцатого века? Ну, Средние века – это понятно: из-за низкого уровня письменности, отсутствия радио, телевидения, печати почти единственной формой пеенного общения было изустное. Но теперь-то это всё есть!
В том-то и дело, что в шестидесятые и семидесятые годы, которые теперь называют “эпохой застоя”, все эти могучие средства, находящиеся под строгим контролем государства и партийной бюрократии, для настоящего искусства оказались наглухо закрыты. И народ, со свойственной ему изобретательностью, снова вернулся к средневековым формам общения. Правда, не совсем. С появлением и развитием магнитофонной техники в нашей стране наряду с самиздатом появился “магнитофониздат”.
А.Городницкий
(Из книги “След в океане")
И с тех пор мы слушаем и поем эти песни, с ними теплее жить, мы верим им, потому что эти песни про нас, они обходятся без громких слов, без поучений, не грозят пальцем, не восхваляют властителей, не рядятся в одежды пророков, не убаюкивают и не оглупляют народ. Многие авторские песни/стихи остры, как кинжал, взывают к состраданию и сопереживанию. Многие пронизаны сарказмом и тонкой иронией. И все они несут заряд доброты, так необходимый в жизни.
Вряд ли можно считать случайностью то, что по России ежегодно проводится более 350 фестивалей авторской песни разного масштаба, из которых самый грандиозный, как известно, Грушинский. Это ж страшное дело, сколько он собирает народу: более 200 тысяч энтузиастов (это по данным 2010 года). Замечательно, что люди тянутся к песне, но такие скопления масс не могут обходиться и без проблем. Одна из них в том, что приезжают энтузиасты разных направлений, в том числе и любители алкогольного погружения. Без них в России пока никуда, и это досадное, но, похоже, неотъемлемое дополнение к фестивалю. А ведь даже небольшой процент от 200 тысяч – это большая толпа пьяных.
Целую неделю днем и вечером на 7 сценах и у тысяч костров звучат песни под гитару, придирчивое жюри, не жалея ушей, прослушивает батальоны конкурсантов, отбирая лучших композиторов и исполнителей. Для юных звезд - отдельная конкурсная программа. Основной "взрослый" концерт в субботу вечером проходит на плавучей сцене в форме гитары, а зрители сидят на склоне горы. Детские концерты проходят днем на подмостках в виде балалайки.
Само собой, “музыкально-фестивальное дело” происходит обычно на пленэре, потому что какая ж песня без… гитары и костра. Может, мы так стремимся посидеть у огня, насладиться упоительными запахами леса, нагретой земли и…да! жареного мяса! потому что так когда-то сиживали наши предки? Извините за прозу, но без мяса нельзя, поскольку что “голодный артист – явление поэтычное, но огорчительное и бесполезное”. Может, неандертальцы тоже любили сиживать у костров и петь свои неандертальские песни? После удачной охоты на мамонта. Вот и передалось нам на генетическом уровне...
Всё-таки, если люди собираются у костра и ночь напролет поют песни, пусть непрофессионально, но от души, - значит, зачем-то нам всем это нужно.
Забавные советы поющим у костра
Чтобы виртуозною игроюПублику случайно не спугнуть,
Струны хорошо чуть-чуть расстроить.
Впрочем, лучше даже не чуть-чуть.
Также в песне нужно много текста
С рифмой, а желательно с двумя,
Но не больше, так как если честно,
Рифмы только уши утомят.
В тексте нужно что-то про походы,
Про дожди и вольные ветра.
Про погоду или непогоду,
Про друзей и вечер у костра.
А еще следить за смыслом важно,
Чтобы в песне не было его,
Чтоб никто из слушателей ваших
И не вздумал думать ничего.
На гитаре надо брать аккорды.
Как известно, их бывает три.
Струны можно жать не очень твердо,
Что придаст особый колорит.
Стыдно петь без хрипов и без вдохов
И блистать вокальною красой,
Потому что это очень плохо,
Так как называется попсой.
Ростислав Чебыкин.
(фото Кати Трейнин)
Комментариев нет:
Отправить комментарий