Семью Федора Быкова, который приходился моей бабушке то ли дядей, то ли двоюродным братом, в 1930-е раскулачили и выслали в степную Сталинградскую область. В семье было 3 сына, о которых мне ничего неизвестно, кроме того, что они всю жизнь прожили в Волгограде, и дочь Клавдия, которая в конце 40-х вернулась в Куйбышев.
Во время войны Федор и его жена Паша были вынуждены бежать из Сталинграда, где шли кровопролитные бои. Подались на родину в Спиридоновку, больше-то и некуда было. Моя мама помнит, что часто носила им продукты, которые посылала бабушка, делилась, чем могла: то бидон молока пошлет, то сливочное масло. А работать Фёдору пришлось, несмотря на образование, колхозным сторожем.
Их дочь Клавдия в достаточно зрелом возрасте вышла замуж за Лазаря Федоровича Третьякова. Я немного их помню. Клавдия Федоровна, подтянутая и строгая, с прической, закатанной, по моде тех лет, в валики, дослужилась то ли до капитана, то ли до майора НКВД (после 1954 года переименованном в КГБ). Лазарь служил в ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности) и для меня
был просто солидным дядей в добротном пальто с номенклатурным каракулем. Хоть мама и говорит, что у Клавдии и Лазаря была значительная разница в возрасте, мне они оба казались крайне пожилыми людьми.
Лена была их единственной дочерью и натуральной блондинкой с шикарным хвостом гладких блестящих волос. Для блеска она мыла волосы то ли кефиром, то ли яйцами, то ли тем и другим вместе. Зачем запоминаются такие детали, непонятно. Лена была на несколько лет старше, уверенно играла на фортепиано и мелочью вроде меня не интересовалась. Третьяковы жили в «сталинке» возле клуба Дзержинского. Там же, после смерти мужа, доживала мать Клавдии Федоровны тетя Паша. Родители Лены давно умерли. Лена -музыкант по профессии, Адриановская по фамилии, ее дочь живет во Франции.
Была еще такая любопытная история. Клавдия Федоровна, наверняка из лучших родственных побуждений, предложила моей маме стать членом организации, в которой служила сама. Вместо скромной учительской карьеры перед мамой могли бы открыться красивые жизненные перспективы. Уж кто обладал реальными возможностями в «стране победившего социализма» (точнее, диктата, дефицита и коррупции), так это комитетчики и аппаратчики. Но обязательным условием было вступление в коммунистическую партию, которая тогда была нашим рулевым.
Но вот интересно, несмотря на соблазны карьерного роста, бог отвел обоих моих родителей от вступления в ряды КПСС. Папе предлагали в проектном институте куда более высокие должности, чем начальник конструкторского отдела, но при условии партийности.
Ни в коем случае не подозреваю своих родителей в скрытом диссидентстве, но факт: вступление в партию оба саботировали.
Папа вроде отговорился тем, что считает себя «пока» недостойным. Мама прикрылась объяснением, что она, как бы это сказать, «довольно легкомысленный человек и вряд ли подойдет такой серьезной организации». Так и не взлетели высоко по карьерной лестнице.
Евлампиевы
(семья бабушкиной двоюродной сестры Александры Быковой-Евлампиевой)
А вот двоюродная бабушкина сестра Александра, я её видела лишь однажды, запомнилась строгой сухопарой старухой в черном, которая бесконечно молилась и отбивала поклоны в углу бабушкиной комнаты. В дни таких визитов, мне, 4-5 летней, вход в «нашу» с бабусей комнату был заказан, и я с любопытством, смешанным с легким ужасом, подсматривала за «зловещей» старухой через дверное стекло.
В молодые годы Саня по большой любви вышла замуж за Степана Евлампиева, говорят, очень хороший был человек. У них родилось трое детей (Ваня, Виктор и Маша), но в 30-х семья попала под раскулачивание, их сослали на поселение в Казахста, в маленький поселок городского типа Чиили. В 1930-1940-е годы численность населения всего региона значительно возросла за счёт переселенцев из других частей СССР: политических ссыльных, депортированных поляков, немцев, корейцев и др.
А потом началась война. Степан погиб. Уж как Саня убивалась, уж как горевала по нему. В поисках утешения пришла в церковь, а куда, не в обком же идти (кто из молодежи не знает, обком - это областный комитет коммунистической партии, могущественного аппарата управления народом, раньше обкомы были повсеместно). Предавшись религии с фанатичной страстью, Александра стала совершать ежегодные паломничества (то есть, ходить пешком) из Казахстана в Киево-Печерскую лавру, делая «по пути(!)» заход к сестре Степаниде в Куйбышев. Как это было возможно, сколько нужно было железных башмаков истоптать, сколько посохов изломать, какую твердую веру в бога иметь - не представляю. В один из таких приходов я и видела строгую бабушку.
1957 год |
Была еще такая любопытная история. Клавдия Федоровна, наверняка из лучших родственных побуждений, предложила моей маме стать членом организации, в которой служила сама. Вместо скромной учительской карьеры перед мамой могли бы открыться красивые жизненные перспективы. Уж кто обладал реальными возможностями в «стране победившего социализма» (точнее, диктата, дефицита и коррупции), так это комитетчики и аппаратчики. Но обязательным условием было вступление в коммунистическую партию, которая тогда была нашим рулевым.
Но вот интересно, несмотря на соблазны карьерного роста, бог отвел обоих моих родителей от вступления в ряды КПСС. Папе предлагали в проектном институте куда более высокие должности, чем начальник конструкторского отдела, но при условии партийности.
Ни в коем случае не подозреваю своих родителей в скрытом диссидентстве, но факт: вступление в партию оба саботировали.
Папа вроде отговорился тем, что считает себя «пока» недостойным. Мама прикрылась объяснением, что она, как бы это сказать, «довольно легкомысленный человек и вряд ли подойдет такой серьезной организации». Так и не взлетели высоко по карьерной лестнице.
Евлампиевы
(семья бабушкиной двоюродной сестры Александры Быковой-Евлампиевой)
А вот двоюродная бабушкина сестра Александра, я её видела лишь однажды, запомнилась строгой сухопарой старухой в черном, которая бесконечно молилась и отбивала поклоны в углу бабушкиной комнаты. В дни таких визитов, мне, 4-5 летней, вход в «нашу» с бабусей комнату был заказан, и я с любопытством, смешанным с легким ужасом, подсматривала за «зловещей» старухой через дверное стекло.
В молодые годы Саня по большой любви вышла замуж за Степана Евлампиева, говорят, очень хороший был человек. У них родилось трое детей (Ваня, Виктор и Маша), но в 30-х семья попала под раскулачивание, их сослали на поселение в Казахста, в маленький поселок городского типа Чиили. В 1930-1940-е годы численность населения всего региона значительно возросла за счёт переселенцев из других частей СССР: политических ссыльных, депортированных поляков, немцев, корейцев и др.
Станция Чиили, Казахстан |
Слева направо: Иван и Настя Старичковы, Дуся, Иван Евлампиев (брат Марии Степановны) |
Её старший сын Иван жил с семьей в Белоруссии, он уже умер. Средний Виктор в 2010 приезжал в Самару, вместе с сестрой Машей навещал нашу маму и оставил о себе очень приятное впечатление. Всю жизнь до самой пенсии он проработал в Кзыл-Орде на руководящей должности. Несколько лет назад жена Виктора умерла. Теперь он живет с семьей приемной дочери, которая его обожает.
18 сентября 1950 г. Станция Чиили, Казахстан. Мария Степановна Евлампиева |
Мария Степановна человек очень добрый, душевный, щедрый, очень ценит родственные узы. Хоть и редко, поскольку в силу возраста, всё сложнее нашим дорогим старушкам ездить друг к другу в гости, всё же Нина, Дуся и Маша периодически встречаются. Поскольку у всех трех сестер с возрастом появились проблемы со слухом, уровень гвалта во время их встреч зашкаливает. Но это всё, конечно, шутки и пустяки. Пусть шумят.
(продолжение следует)
Профессионально. Душевно. Тонко подмеченные детали оживляют давно прошедшее... По срезу жизни наших родственников прослеживается жизненный путь всего ушедшего (и уходящего) поколения... Наши сегодняшние проблемы по сравнению с тем, что выпало на их долю... Сколько они сделали, чтобы это было так... Спасибо, Елена! Мне, как внуку (и тёзке) Александры Евлампиевой, эта глава была особенно интересна. alexwiner78@yandex.ru
ОтветитьУдалить